ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ
Обосновывается актуальность и практическая значимость обезвреживания судовых балластных вод от загрязнений, направленного на недопущение трансграничного биологического загрязнения морских экосистем. Рассмотрены структура, методы и технологии, используемые при создании отечественной системы управления балластными водами морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.
Приведены принципы построения и конструкция комплексной электролизной установки, вырабатывающей непосредственно на месте использования одновременно хлорсодержащий анолит и феррат натрия. Анолит используется для водоподготовки на коммунальных водопроводах и промышленных предприятиях, а феррат натрия позволяет очищать бытовые и промышленные сточные воды, которые после обработки могут сливаться в окружающую среду без вреда. Обоснованы предлагаемые решения такого агрегата для повышения его производительности и энергоэффективности. Предложены практические решения по автоматизации процессов производства анолита и феррата для контроля параметров процесса и обеспечения его безопасности. Комплексная электролизная установка выработки реагентов для очистки питьевой воды и стоков отечественных аналогов не имеет и может обеспечить конкурентоспособность отечественных систем водоочистки по сравнению с зарубежными аналогами по стоимости, производительности и энергоэффективности.
НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Изучены возможности анализа пород вскрыши юга Дальнего Востока – нового нетрадиционного источника стратегических металлов - методом плазменной спектрометрии. Для определения макро- и микроэлементного состава (от петрогенных вплоть до Be, Sc, V, Cr, Co, Ni, Cu, Zn, Ga, As, Rb, Sr, Y, Zr, Nb, Mo, Cd, Sn, Cs, Ba, Hf, Ta, W, Pb, Th, U и редких земель) из одной навески использовалась рациональная схема подготовки проб, основанная на сплавлении образцов с метаборатом лития. Определение концентраций благородных металлов осуществлялось нейтронно-активационным методом. Исследовано распределение полезных компонентов на разных стадиях переработки вскрышных пород. Разработка новых приемов аналитики и обогащения позволяет наметить пути решения проблемы создания технологии извлечения полезных компонентов из пород вскрыши угольных пластов.
Изучены закономерности изменения химического состава геологических пород при термическом воздействии на них с целью дальнейшей их утилизации. Исследовано изменение содержания тяжелых металлов и биогенных элементов в горных породах при варьировании параметрами их нагрева и обжига. Обработка выбуренных на нефтегазовых месторождениях пород при температурах до 280 °С позволяет удалить из них нефть без существенного изменения химического состава и фазовых превращений горных пород, увеличить содержание подвижного калия в глинистых породах. Установлено, что песчаник и глинисто-алевролитовая порода – отходы 3-го класса опасности (умеренно опасные) – после использования разработанной технологии подготовки их для утилизации практически не опасны (5-й класс опасности). Возможно использовать их в качестве искусственной почвы для рекультивации земель после разливов углеводородов.
Изучено влияние активации красных шламов глиноземного производства воздействием минеральными кислотами и диоксидом углерода с увеличением сорбционной способности в отношении ионов меди(II) из кислых растворов. Исследованы процессы сорбции и десорбции ионов меди, проведено сопоставление сорбционных характеристик исходного и модифицированных шламов. Эффективность очистки промышленных загрязненных вод от ионов меди(II) обусловлена протеканием одновременно ряда процессов, включающих ионный обмен, растворение компонентов шлама, гидролиз и соосаждение. Показана перспективность данного направления использования шламов в рамках разработки технологий утилизации и нейтрализации техногенных отходов.
В работе представлены способы получения сорбционных материалов из хитозана и их эффективность очистки стоков от ионов тяжелых металлов. Представлены ИК-спектры полученных сорбционных материалов. Показано, что наибольшей эффективностью очистки обладает гранулированный сорбент на основе хитозана. Разработаны технологические схемы получения и использования гранулированного сорбента на основе хитозана.
АНАЛИЗ. МЕТОДИКИ. ПРОГНОЗЫ
В российских компаундированных автобензинах содержание бензинов каталитического крекинга (БКК) превышает 30 %, при этом большая часть серы из разрешённых по стандарту Евро-5 десяти ppm поступает в товарные бензины именно с БКК. Высокое содержание серы в БКК делает невозможным их использование без предварительной гидроочистки, неизбежно снижающей октановое число бензинов. Рассмотрена природа серосодержащих соединений и соединений, вносящих основной вклад в октановое число. Проведен обзор современных технологических процессов и катализаторов гидроочистки БКК. Показано, что современные процессы обессеривания бензинов основаны на предварительном фракционировании и раздельной очистке тяжелой и лёгкой фракций, что делает их технологически сложными и энергоемкими. Институтом катализа им. Г.К. Борескова СО РАН совместно с АО "Газпромнефть-МНПЗ" разработаны катализатор и процесс селективной одностадийной гидроочистки БКК. Разработанный катализатор позволяет проводить селективную гидроочистку всей фракции БКК без предварительного фракционирования с получением бензина с содержанием серы не более 10 ppm и падением октанового числа не более чем на 1 пункт.
Приведены результаты обобщения натурных наблюдений за процессами пылеобразования на породных отвалах ликвидированных шахт в Тульской области. Показано, что интенсивность пыления породных отвалов зависит от дисперсного состава, влажности пыли, направления и скорости ветра. Установлено, что по большинству закрытых шахт превышения ПДК по тяжелым металлам в почвах в зоне действия отвалов не наблюдается. Исключение составляет свинец, превышение концентрации которого достигает 8 ПДК. Выбросы пыли загрязняют атмосферу и приводят к загрязнению прилегающих к отвалу почв.
В начале декабря 2015 г. на платформе № 10 на месторождении Гюнешли в Каспийском море произошел разрыв газопровода и возгорание ряда газовых и нефтяных скважин. Это третья по счету авария на азербайджанских морских нефтегазовых платформах в Каспийском море за последние три года. Для мониторинга акватории моря около аварийной платформы и возможных экологических последствий впервые в российской практике были задействованы все возможные средства дистанционного зондирования. Проанализированы данные трех радиолокационных и девяти оптических спутников. Установлено, что на платформе происходили утечки нефти, что, скорее всего, обусловлено разгерметизацией горящих скважин. Показано, что в настоящее время аварийные ситуации с морскими объектами нефтегазового комплекса могут эффективно контролироваться из космоса.
Рассмотрены актуальные вопросы глобальной экологической стратегии в энергетике. В сравнительном аспекте на примере анализа характеристик органических ресурсов (природный газ и уголь) показаны конкурентные преимущества альтернативных топлив с учетом техногенных условий и экономической целесообразности. Показаны возможности усиления топливного баланса за счет сланцевого и угольного газа.
ISSN 2413-6042 (Online)