ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ
В статье рассмотрены различные методы тепловой обработки осадков сточных вод промышленных предприятий, приведены результаты исследований конвекционного нагрева и нагрева с помощью сверхвысокочастотных волн (СВЧ) осадков сточных вод пищевых производств. В ходе проведения научных изысканий и широкого анализа зарубежных публикаций по схожей тематике была найдена оптимальная температура нагрева осадков сточных вод, а также зависимость температуры нагрева от времени СВЧ обработки и объема обрабатываемой жидкости. Выявлены изменения показателей осадков сточных вод (седиментация, прозрачность, ХПК) во время обработки и в процессе аэробной стабилизации.
Экологические риски – грифоны и поглощения при не эффективно принятых мерах приводят к загрязнению окружающей среды, удорожанию работ, снижению экономических показателей и увеличению технических рисков строительства переходов. Возрастает расход бентонита и объем раствора подлежащего утилизации, увеличиваются объемы работ, связанные с локализацией грифонов и рекультивацией нарушенных земель. В качестве способов предупреждения грифонов и поглощений рассматриваются пенные системы и разгрузочный коллектор.
ТЕМА НОМЕРА. Лесная рекультивация на угольных разрезах Сибири
По результатам дистанционного зондирования установлены долговременные тренды в трансформации локальных экосистем на отработанных участках Ирша-Бородинского и Азейского угольных месторождений. Искусственные лесопосадки в ходе лесной рекультивации постепенно переходят в категорию смешанного леса, в формировании которого принимают участие береза, тальник и др.
Кратко представлены технологии формирования рельефа породных отвалов, отсыпаемых при разработке угольных месторождений открытым способом. Разработаны инженерные решения для отсыпки отвалов с использованием на вскрышных работах драглайнов, а также обоснованы геометрические параметры рельефа породных отвалов, отсыпаемых с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта. Даны рекомендации по высадке саженцев деревьев на откосах породных отвалов путем проходки полутраншей бульдозером или гидравлическим экскаватором.
НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Для предотвращения подтопления полигонов ТБО с геомембранами в основании разработана методика расчета допустимого поступления воды в эксплуатируемый полигон. Допустимый годовой слой осадков находится в пределах 12 – 50 мм. Для удаления избыточной воды предложено вывозить снег с полигона в зимнее время и увеличить испарение фильтрата при его рециркуляции в летний период. Разработана математическая модель и получены расчетные зависимости для скорости испарения капель. Достаточная степень испарения фильтрата достигается при его распылении с диаметром капель 0,12 мм с высоты 5 м. Рециркуляция позволяет также снизить загрязнение фильтрата. Указано на необходимость верхней гидроизоляции полигона после его заполнения. Разработанные методики будут полезны при проектировании полигонов ТБО.
Рассмотрены проблемы утилизации автомобилей и свойства анаэробных клеев-герметиков. Показана возможность создания в автомобиле разъемных резьбовых и цилиндрических соединений с заданной прочностью, обеспечивающих сохранность деталей при его разборке и утилизации. Рекомендованы марки клеев для создания соединений деталей с низкой, средней и высокой прочностью.
Изучена возможность использования шлаков в качестве рекультивационного материала, которая, главным образом, определяется растворимостью в воде компонентов состава. По результатам исследования различных видов шлаковых материалов, их композиций и водных вытяжек в дистиллированной воде получены данные по изменению водородного показателя и миграции элементов в карьерную и дистиллированную воду. Разработана технология рекультивации выработанного пространства с использованием техногенных отходов в качестве закладочных смесей на основании результатов исследований с учетом инженерно-геологических условий объекта и сырьевой обеспеченности.
Озеро Кенон, расположенное в черте г. Чита, представляет собой важный рекреационный объект. Техногенная нагрузка на водосбор и акваторию озера Кенон обусловлена функциональным использованием территории, т.е. размещением промышленных объектов, селитебных территорий, железнодорожных и автомобильных магистралей, расположенных в пределах водосборной площади. В результате длительного техногенного воздействия возникли геохимические аномалии, проявляющиеся в почво-грунтах, воде и донных отложениях. Результаты комплексного эколого-геохимического картографирования показали, что практически вся исследуемая территория подвергается значительному техногенному воздействию, в северной части это многокомпонентное влияние ТЭЦ-1, на восточной и юго-восточной, западной и юго-западной части побережья расположен ряд более мелких, но экологически значимых объектов, негативно влияющих на состояние экосистемы озера, по южному берегу водоёма проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Экологически значимым фактором является высокое загрязнение части территорий рекреационного назначения.
АНАЛИЗ. МЕТОДИКИ. ПРОГНОЗЫ
Исследовано влияние дистиллерной жидкости – отхода производства кальцинированной соды на кресс-салат Lepidium sativum, водоросли Scenedesmus quadricauda и низшие ракообразные Daphnia magna. Показано, что различные тест-объекты по разному реагируют на дистиллерную жидкость. Безвредная кратность разведения составляет для кресс-салата – 43, для водорослей – 130 и для низших ракообразных – 150. Для сравнения токсического действия различных отходов производства на тест-объекты необходимо выбрать один тест-объект.
Анализируется система налогообложения автотранспортных средств в РФ в ряде ведущих зарубежных стран. На основании увеличивающегося автопарка в РФ приводящего увеличению загрязнения воздушной среды в крупных городах анализируются действующие международные и нормативные документы на выброс вредных веществ с отработавшими газами автотранспортных средств. Проведено сравнение выброса твердых частиц (ТЧ) с отработавшими газами и от износа шин. Показано значительное превышение выброса ТЧ от износа шин (в 26 - 60 раз по автомобилям массой до 3,5 т и в 150 раз по грузовым автомобилям) над выбросом твердых частиц и отработавшими газами. Предлагается вернуться к проблеме установления ежегодного экологического налога по экологическому ущербу, определенному по методике Госкомэкологии (1999 г.).
Определение стабильности развития проведено морфогеометрическим методом с помощью Прокрустова анализа по величине флуктуирующей асимметрии (ФА). Изучались три популяции дуба черешчатого (Quercus robur) в пойменных дубравах р. Клязьмы. В популяции находящейся под действием антропогенного стресса (г .Владимир) величина ФА больше, чем в Ковровском и в Меленковском районах с меньшей индустриальной и автотранспортной нагрузкой. Таким образом, флуктуирующая асимметрия может служить биоиндикационной характеристикой экологического состояния популяций дуба черешчатого.
ISSN 2413-6042 (Online)