

Проектирование транспортных средств с учетом последующей утилизации
https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-12-49-53
Аннотация
Рассмотрены способы повышения утилизируемости транспортных средств на стадии их проектирования. Показана необходимость использования легкоразъемных соединений компонентов транспортного средства, облегчающих повторное использование и видовую сепарацию материалов и изделий. Показана целесообразность применения для изготовления компонентов транспортного средства современных термопластичных полимеров, допускающих многократную переработку и рециклинг при его утилизации. Рассмотрены области использования стеклопластиков и углепластиков в конструкции транспортных средств и связанные с их применением трудности утилизации техники по завершении жизненного цикла. Показана необходимость разработки эффективных промышленных технологий утилизации компонентов из этих материалов.
Список литературы
1. Баженов С.Л., Берлин А.А., Кульков А.А., Ошмян В.Г. Полимерные композиционные материалы. Прочность и технология. М.: Интеллект, 2010. 351 с.
2. Бобович Б.Б. Полимерные конструкционные материалы (структура, свойства, применение). Учеб. пособие. М., ФОРУМ, 2014. 400 с.
3. Уайт Дж., Чой Д. Полиэтилен, полипропилен и другие полиолефины СПб., Профессия, 2007.
4. Vasile C., Pascu M. Practical Guide to Polyethylene. Shawbury: Smithers Rapra Press, 2008.
5. Рахимов М.А., Рахимова Г.М., Иманов Е.М. Проблемы утилизации полимерных отходов. Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 331—334 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34554 (дата обращения: 03.11.2016).
6. Мокеева С.В., Карев Р.В. Инновационные решения в применении полимеров в деталях кузова. Журнал ААИ. 2015. № 2 (91). С. 24—28.
7. Ившин К.С. Использование технологии пластических масс и стеклопластиков в дизайне малогабаритных транспортных средств. Пластические массы. 2013. № 3. С. 55—63.
8. Vivek Srivastava, Dr. Rajeev Srivastav. Advances in Automotive Polymer Applications and Recycling. International Journal of Innovative Research in Science. Engineering and Technology. 2013. March. Vol. 2. Iss. 3. Р. 744—746.
9. Pervaiz M., Panthapulakkal S., Birat K.C., Sain M. and Tjong J. Emerging Trends in Automotive Light weighting through Novel Composite Materials Materials Sciences and Applications. 2016. № 7. P. 26—38 [Электронный ресурс]. URL: http://file.scirp.org/pdf/MSA_2016012915331375.pdf.
10. Арутюнян Г.А., Карташов А.Б. Анализ истории развития и актуальности применения несущих систем из композиционных материалов. Журнал ААИ. 2015. № 5(94). С. 60—66.
11. Костенко А.Ю. Композиты в конструкции несущих систем грузовых автомобилей. Автомобильная промышленность. 2015. № 7. С. 34—37.
12. Dunne R., Desai D., Sadiku R., Jayaramudu J. A review of natural fibers, their sustainability and automotive applications. Journal of Reinforced Plastics and Composites. 2016. Vol. 35. Iss. 13. July. P. 1041—1050.
13. Сапсан самый быстрый поезд в России [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2011/06/24/sapsan---samyij-byistryij-poezdv-rossii (дата обращения: 08.07.2017).
14. Именной поезд "Плехановец" вышел на серую линию метро [Электронный ресурс]. URL: http://transport.mos.ru/#!/page/news/index.php?id=22411 (дата обращения: 08.07.2017).
15. Новейший тягач МАЗ 6440 Минского автозавода с капотом из стеклопластика [Электронный ресурс]. URL: http://www.agttrading.ru/news/1242013 (дата обращения: 03.11.2016).
16. Караш Юрий. "Дримлайнер": нелегкая судьба "крылатого декабриста" [Электронный ресурс]. URL: https://www.golosameriki.ru/a/us-boeing787-dreamliner-history/1607697. html (дата обращения: 20.06.2017).
17. Автомобиль Agera R BLT экстра-класса с полностью углепластиковым кузовом [Электронный ресурс]. URL: http://www.pirojok.net/uploads/posts/201210/13504123825005.jpeg (дата обращения: 20.06.2017).
18. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ по реализации "Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года". Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1 (34). С. 3—33.
19. Каблов Е.Н. Композиты: сегодня и завтра. Металлы Евразии. 2015. № 1. С. 36—39.
20. Тарасов Юрий. Белыми нитками: Смогут ли композиты поменять технологический уклад? [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/336341-belymi-nitkami-smogut-li-kompozity-pomenyat-tehnologicheskiy-uklad (дата обращения: 20.06.2017).
21. Davide Pico, Andreas Bartl. Vienna University of Technology. Chemical Treatment of Glass Fibers after Composite Recycling Process [Электронный ресурс]. URL: http://basalt.today/images/Pico_Bartl.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
22. Петров А.В., Дориомедов М.С., Скрипачев С.Ю. Технологии утилизации полимерных композиционных материалов (обзор). Электронный научный журнал "Труды ВИАМ". 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://viamworks.ru/ru/articles?year=2015&num=8 (дата обращения: 20.06.2017).
23. Хрульков А.В., Гусев Ю.А., Мишкин С.И., Дориомедов М.С. Эффективность утилизации композиционных материалов. Новости материаловедения. Наука и техника. 2016. № 6(24). С. 69—74.
Рецензия
Для цитирования:
Бобович Б. Проектирование транспортных средств с учетом последующей утилизации. Экология и промышленность России. 2017;21(12):49-53. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-12-49-53
For citation:
Bobovich B. The Designing of Transport Vehicles with Consider to Their Subsequent Disposal. Ecology and Industry of Russia. 2017;21(12):49-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-12-49-53