

Отходы черной металлургии и отработанные технические жидкости для получения материала дорожных оснований
https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-12-44-48
Аннотация
Выполнен обзор существующих методов переработки твердых отходов черной металлургии. Предложен способ обработки дорожно-строительного щебня из доменного шлака путем заполнения его пор смесью цемента с микрокремнеземом и пропитки водоотталкивающим составом. В качестве такого состава предложено использовать отработанное моторное масло. Приведены результаты экспериментальных исследований полученных образцов гидрофобизированного шлакового щебня, выполнена статистическая обработка экспериментальных данных. Построена номограмма, позволяющая оценивать возможные объемы переработки доменного шлака и отработанного моторного масла при производстве дорожно-строительного щебня для строительства автодороги с заданными параметрами. Строительство автомобильной дороги III технической категории длиной 200 км и шириной 10 м с основанием из обработанного предложенным способом шлакового щебня позволяет утилизировать до 750 тыс. т отвального доменного шлака и до 3 тыс. т отработанного моторного масла.
Об авторах
А.С. КадыровКазахстан
д-р техн. наук, профессор
В.А. Кунаев
Казахстан
магистр техн. наук, докторант
И.В. Георгиади
Казахстан
директор
Список литературы
1. Набоко Е.П. Пути утилизации доменного шлака. Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 27. С. 184—193.
2. Пугин К.Г., Вайсман Я.И., Юшков Б.С., Максимович Н.Г. Снижение экологической нагрузки при обращении со шлаками черной металлургии: монография. Пермь, Перм. гос. техн. ун-т. 2008. 234 с.
3. Касимов Н.С., Борисенко Е.Н. Становление и развитие учения о геохимических барьерах. Под ред. чл.-корр. РАН Н.С. Касимова и проф. А.Е. Воробьева. Геохимические барьеры в зоне гипергенеза. М., Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002. С. 6—37.
4. Карика Н.А. Эколого-биохимическая оценка состояния загрязненных отработанными автомобильными моторными маслами почв. Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 3(34). С. 41—47.
5. Гриневич Н.А. Металлургические шлаки в дорожном строительстве. Актуальные вопросы проектирования автомобильных дорог: сб. науч. тр. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та. 2014. Вып. 5 (64). С. 124—129.
6. Бартоломей А.А., Брызгалов С.В. Об использовании шлакового металлургического щебня в изготовлении железобетонных свай вместо щебня из природного материала. Основания и фундаменты в геологических условиях Урала. 2002. № 1. С. 84—85.
7. Квон С.С., Филлипова Т.С., Садвакасова Г.М. Использование доменного шлака в технологии производства литьевого камня. Труды университета. Караганда, Карагандинский государственный технический университет. 2013. №4. С. 28—30.
8. Султамурат Г.И., Боранбаева Б.М., Максютин Л.А., Актаева Н.А. Оценка возможности утилизации конвертерного шлака в условиях АО "АрселорМиттал Темиртау". Черные металлы. 2015. № 11 (1007). С. 26—31.
9. Gesoglu M., Guneyisi E., Mahmood S.W., Oznur Oz H., Mermerdas K. Recycling ground granulated blast furnace slag as cold bonded artificial aggregate partially used in self-compacting concrete. Journal of Hazardous Materials. 2012. Vol. 235—236. P. 352—358.
10. See L.S., Hamzah M.O. Processed steel slag for road construction industry. Fifth Malaysian Road Conference. Kuala Lumpur. 2002. P. 71—75.
11. Кадыров А.С., Кунаев В.А. Перспективные методы повышения физико-механических характеристик доменного шлака для дорожного строительства. Тр. университета — Карагандинский государственный технический университет. 2016. № 4 (65). С. 54—59.
12. Сыдыков Ж.О., Иманкулов А.С. Материалы из отходов промышленности для дорожного строительства. Вестник казахской головной архитектурно-строительной академии. 2010. № 1 (35). С. 136
13. Matziaris K., Stefanidou M., Karagiannis G. Impregnation and superhydrophobicity of coated porous low-fired clay building materials. Progress in Organic Coatings. September—October 2011. Vol. 72. Iss. 1—2. P. 181—192.
14. Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. Щебень для асфальтобетона: обеспечение требуемого качества. Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3 (1). С. 160—161.
Рецензия
Для цитирования:
Кадыров А., Кунаев В., Георгиади И. Отходы черной металлургии и отработанные технические жидкости для получения материала дорожных оснований. Экология и промышленность России. 2017;21(12):44-48. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-12-44-48
For citation:
Kadyrov A., Kunaev V., Georgiadi I. Ferrous Metallurgy Waste and Waste Technical Fluids for Obtaining the Material of Road Bases. Ecology and Industry of Russia. 2017;21(12):44-48. (In Russ.) https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-12-44-48