

Жидкие судовые грузы и отходы, причины появления судовых разливов в море и проблемы их дистанционного зондирования
https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-8-13-19
Аннотация
Рассматриваются причины образования нефте-масляных отходов на борту судов, их основные типы и способы утилизации, а также проблемы их идентификации на спутниковых снимках. Тип и объем нефтесодержащих отходов, образующихся и хранящихся на борту судна, а также перевозимых наливом веществ, зависят от различных факторов. Среди них – возраст и размер судна, а также тип и возраст двигательной установки и оборудования, которое предназначено для сепарации, хранения и сброса остаточных нефтепродуктов и прочих судовых отходов. Нередко эти отходы, содержащие нефть, нефтепродукты и прочие маслянистые вещества, попадают в море в результате как незаконных, так и вполне стандартных легальных операций. В этих случаях они называются судовыми разливами, хорошо видны на снимках из космоса, а их пространственно-временные характеристики могут быть изучены благодаря спутниковым методам мониторинга.
Об авторах
Н.В. ТерлееваРоссия
инженер-исследователь
А.Ю. Иванов
Россия
канд. физ.-мат. наук, вед. науч. сотрудник
Список литературы
1. Gerlach S.A. Marine pollution: diagnosis and therapy. Springer-Verlag, Berlin/Heidelberg, 1981. 105 р.
2. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78). Книга III. СПб, ЦНИИМФ, 2012. 336 с.
3. Горшков Г.С., Мелков Г.М. Предупреждение загрязнения морской среды. Справочник. М., Воениздат, 1979. 288 с.
4. Brekke C., Solberg A.H.S. Oil spill detection by satellite remote sensing in the world oceans. Remote Sensing of Environment. 2005. 95. S. 1—13.
5. Иванов А.Ю. Слики и плёночные образования на космических радиолокационных изображениях. Исслед. Земли из космоса. 2007. № 3. C. 73—96.
6. Зубрилов С.П., Ищук Ю.Г., Косовский В.И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. М., Судостроение, 1989. 256 с.
7. Мизгирев Д.С. Научное обоснование технических решений и разработка на их основе систем для судов комплексной переработки отходов. Дисс. … д-ра техн. наук. Н. Новгород, 2016. 570 с.
8. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы: СанПин 2.5.2-703-98. М., Минздрав России, 1998. 144 с.
9. Addressing illegal discharges in the marine environment. EMSA, 2012. URL: http://www.emsa.europa.eu/news-apress-centre/external-news/download/2409/1879/23.html (дата обращения 15.06.2017).
10. Иванов А.Ю., Кучейко А.А., Филимонова Н.А., Евтушенко Н.В., Антонюк А.Ю., Терлеева Н.В. Использование космической радиолокационной съемки и данных автоматических систем идентификации судов для выявления судовых разливов в Черном море. Исслед. Земли из космоса. 2013. № 5. С. 84—96.
11. Иванов А.Ю., Потанин М.Ю., Филимонова Н.А., Евтушенко Н.В., Антонюк А.Ю. Оперативный мониторинг морских акваторий: новые геоинформационные решения и интернет технологии. Земля из космоса – наиболее эффективные решения. 2014. 2(18). C. 28—36. URL:http://www.zikj.ru/images/archive/no18/no18-4-ivanovrus.pdf (дата обращения 15.06.2017).
12. Ивонин Д.В., Иванов А.Ю. О классификации пленочных загрязнений моря на основе обработки поляризационных радиолокационных данных спутника TerraSAR-X. Океанология. 2017. Т. 57. № 5. С. 522—540.
Рецензия
Для цитирования:
Терлеева Н., Иванов А. Жидкие судовые грузы и отходы, причины появления судовых разливов в море и проблемы их дистанционного зондирования. Экология и промышленность России. 2017;21(8):13-19. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-8-13-19
For citation:
Terleeva N., Ivanov A. Liquid Cargo and Waste, Reasons of Ship-made Oil Spills in the Sea and Problems of their Remote Sensing. Ecology and Industry of Russia. 2017;21(8):13-19. (In Russ.) https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-8-13-19